воскресенье, 25 июля 2010 г.

Программа Однодольщиков


Программа Однодольщиков.

 

В начале 2010 года создана социальная сеть  «Однодольщики». За полгода к движению «Однодольщики» присоединились более 1300 человек. Собраны данные о 31.000 семье обманутых дольщиков строительства жилья. Это около 100.000 человек пострадавших, более 250 недостроенных (брошенных) жилых объектов, более 100 строительных компаний, не выполнивших обязательства перед дольщиками, т.е. не большой город. Всего в России, по различным оценкам, дольщиков может быть до 250.000 семей. Таким образом, в России случилась гуманитарная катастрофа, но власти страны делают вид, что проблемы не существует.

Почему появились дольщики? Это и не совершенство законодательства, не компетентность или не добросовестность муниципальных властей, правоохранительных органов, прокуратуры, следствия. Даже самые последние поправки в 214 ФЗ «о долевом строительстве» не способны изменить ситуацию кардинальным образом. Наша проблема как не решалась, так и не решается! До самой критической точки нас довели депутаты Госдумы, правоохранительные органы, чиновники, министры, органы местного самоуправления. Мы, Однодольщики, предлагаем изменить сложившийся подход, как к самой проблеме, так и к функционированию строительной отрасли России в целом. Согласно опросу ВЦИОМ, 85% Россиян считают, что дольщикам должно помогать государство. В статье 3 Конституции РФ говорится, что именно народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. У каждого дольщика, у его семьи, ситуация настолько критична, что дольщики готовы ходатайствовать о проведении всероссийского референдума. Способна ли нам, гражданам РФ,  помочь власть? Что мы требуем? Мы требуем то, за что мы заплатили самостоятельно и в полном объеме, без помощи государства, приобретали согласно действующим законам РФ, свои квартиры. Но в силу правового вакуума и несовершенства законодательства РФ, появилась армия обманутых бездомных людей, потерявших мечту, годы жизни, а некоторые и десятилетия,  деньги, а кто-то - свое последнее жилье.

 Мы предлагаем переломить ситуацию, при которой решение проблем обманутых дольщиков концентрируется на местах.  Это путь в никуда. Идея о том, что проблему должен решать тот, кто ее создал – не правильна. По такому же принципу приходят и отписки на обращения граждан: жалобы спускаются тому – на кого жалуются. Вертикаль власти не работает. Какие бы дополнительные организации не создавались на местах, какие бы новые законы не принимались… Проблема дольщиков имеет другие источники возникновения - некомпетентность, неграмотность, халатность и другие прочие, либо злой умысел преступления, хищения и т.д. Поэтому люди, которые довели объекты жилищного строительства до состояния проблемного, не смогут никогда вывести  объекты из такого состояния. Эти люди, чиновники, мэры, госслужащие. Если не было компетентности, то от куда возьмется компетентность?  Если не было добросовестности, то от куда появится добросовестность? Тот, кто призывает, что проблему должен решать тот, кто ее создал - не заинтересованы в решении проблемы, они решают задачи другого порядка: воспитательные, назидательные. Т.е. кто-то с кем-то сводит счеты, и кто-то кому-то наказывает, кто есть главный.

Нам надо решать другие задачи, по большому счету две большие:

Оперативную - оперативно решать назревшую проблему, т.е. проблему тех, кто уже попал в беду;

Стратегическую – создавать архитектуру инфраструктуры финансового рынка долевых участий жилищного строительства на основе федерального регулирования.

Мы предлагаем создать новое федеральное агентство, ведомство, государственную корпорацию, например, АРИСО (агентство по реструктуризации инвестиционных строительных организаций).

Оперативные задачи:

1) В срочном, в пожарном порядке, приостановить банкротство застройщиков на всей территории РФ. Есть риск того, что многие объекты, в Российской Федерации, могут попасть в конкурсную массу в стадии конкурсного управления в процедуре банкротства строительных организаций. На сегодняшний день, движению «Однодольщики» известны 34 строительные компании, находящиеся в процедуре банкротства. По общим оценкам, в настоящий момент подобных компаний насчитывается около 100 во всех субъектах РФ. Граждане могут навсегда утратить приобретенное ими право на получении квартиры в будущем. Причины разные, но пока будут разрабатываться различные методы и варианты разрешения этой проблемы - уйдет время, и потом мы уже никогда не сможем помочь этим людям. Мы подготовили возможный проект директивы прокурорам, которые могут и обязаны вступать в арбитражные процессы с целью защиты публичного интереса (ст. 40, ст. 53 АПК РФ, ст. 40 Конституции РФ) (проект директивы на сайте www.odnodolshiki.ru, раздел «обращение и ответы», 8 пункт).

2) Немедленно внести изменения в закон о банкротстве для  возможности передачи объектов под администрирование нового государственного федерального агентства АРИСО (проект АРИСО на сайте www.odnodolshiki.ru, раздел «обращения и ответы», пункт 5.)

3) Создать «Единый штаб по расследованию правонарушений при строительстве жилья» в Главном следственном управлении Следственного комитете при Прокуратуре Российской Федерации (ГСУ СКП РФ). На все наши многочисленные обращения в СКП РФ приходят стандартные отписки. Нам не известны случаи, когда в ходе следственных мероприятий, на местах, были бы найдены и возращены деньги граждан, которые израсходованы не по целевому назначению. В схемах привлечения денежных средств граждан используются профессиональные финансовые институты (банки, инвестиционные компании, страховые общества) и финансовые инструменты (ценные бумаги – векселя). Воспроизводство схем обеспечивается их коррумпированными «покровителями» из числа представителей властных, правозащитных и судебных органов. Низкая квалификация следователей на местах не позволяет им понять суть преступных схем, выявить их организаторов и всех участников, а так же составить эффективный план оперативно-следственных мероприятий. При таком ведении дел невозможно привлечь необходимых экспертов, поставить им вопросы так, чтобы получить всестороннее исследование материалов, обоснованные заключения и качественные доказательства по уголовным делам. В основе проблем каждого объекта лежат совершенные уголовные преступления. Эти преступления необходимо расследовать, чтобы восторжествовал закон, чтобы покарать преступников, возместить ущерб потерпевшим гражданам, причиненный мошенниками и противоправными действиями должностных лиц – государственных служащих, использовавших свое служебное положение в преступных целях, а так же для того, чтобы не допустить повторения ситуации в будущем.

Для расследования таких преступлений государственного масштаба нужны специалисты – эксперты, обладающие глубокими познаниями в области экономики, банковского дела и финансов. Таких специалистов, заслуживающих доверия и имеющих опыт работы со следствием и в судах, не так много. Они, в основном, работают в следственных органах федерального уровня или привлекаются к экспертизам по договорам с главными управлениями (департаментами).

Учитывая государственный масштаб правонарушений при строительстве жилья, сложившийся в России, колоссальный ущерб, нанесенный гражданам и имиджу страны, необходимость поиска и возврата денежных средств на строительство объектов, с целью повышения качества и эффективности следственного процесса, выработки единых подходов по ведению следствия необходимо обеспечить полноценное процессуальное участие судебно-экономических экспертов в уголовном судопроизводстве и максимальное использование их опыта и познаний при планировании и проведении следственных действий для всестороннего и глубокого изучения материалов дел и проведении экспертных исследований. (обращение о создании «единой следственной группы» в СКП РФ на сайте www.odnodolshiki.ru, раздел «обращение и ответы», 1 пункт).

4) Создать АРИСО для администрирования проблемных объектов незавершенного долевого строительства, а также скорейшего завершения строительства (проект АРИСО на сайте www.odnodolshiki.ru, раздел «обращения и ответы», пункт 5)

5) Разработать взаимодействие единой следственной группы при СКП РФ с АРИСО для выявления надлежащих инвесторов долевого строительства с целью придания статуса «потерпевшего» гражданам дольщикам; признания объекта незавершенного строительства «проблемным». Установления вины должностных лиц организаций для возмещения ущербов потерпевшим гражданам (в проекте АРИСО, пункт 4, www.odnodolshiki.ru, раздел «обращения и ответы»)

 

О стратегических задачах.

 

Почему до сих пор рынок долевых жилищно-строительных инвестиций в нашей стране нерегулируемый? В то время, когда все остальные финансовые рынки контролируют минимум пять ведомств – жилищно-строительный рынок России не контролируется. Нет контроля за назначением руководителей организаций, собирающих средства граждан, за расходованием денежных средств, привлеченных от граждан, нет никакого регулирования деятельности инвестиционно-строительных компаний (т.е. застройщиков): ни по капиталу, ни по составу учредителей, ни по раскрытию информации о деятельности, ни по портфелю финансовых активов, ни по допустимым размерам принятых рисков и т.д. Контроль же нужен для того, чтобы защищать права инвестора. Получается, что в России, где на государственном уровне разрекламирована программа строительства жилья, поддерживается ипотека, приветствуется инициатива граждан, люди делятся на инвесторов 1-го и 2-го сорта. Инвесторов финансового рынка закон и государство защищают, их деятельность регулируется и контролируется, а финансовая деятельность жилищно-строительных компаний (по сути, сектора этого же рынка) не попадает под контроль.

Когда люди отдают деньги в банк то, как правило, цель этого действия является сбережение, сохранение, либо увеличение капитала. Это не критические деньги. Когда гражданин выходит на строительный рынок, т.е. финансовый рынок долевых участий строительства жилья, с целью приобретения квартиры, в этом случае гражданин отдает последние деньги: продает свое жилье, берет кредит, берет ипотечный кредит, занимает у родственников. Т.е., по сути, деньги, которые граждане отдают в строительные компании – это критические деньги! Рынок долевых участий имеет все признаки финансового рынка. Договор долевого участия можно приравнять к фьючерсу на базисный актив. Приобретая квартиру по договору долевого участия, гражданин хеджирует (страхует) свой риск от роста цен на недвижимость. Сам актив (которого еще нет) гражданин получает в право собственности через какое-то время (год, два, три). Что является доказательством того, что рынок долевых участий строительства жилья – это финансовый рынок, который требуется регулировать на федеральном уровне.

 В России ни один банк не способен прекратиться и разориться без «команды» ЦБ, под его надзором и при его участии, а в строительной сфере все абсолютно наоборот.  Все понимают, что рынки надо регулировать и контролировать. Контролируют кредитный рынок, срочный рынок, страховые общества, ПИФы - инвестиционно-жилищный же рынок контролировать некому. Между тем, контролировать рынок инвестиций в строящееся жилье надо ежедневно, ежемесячно, ежеквартально и не в СМИ, и не на телевидении, а при помощи государственных регуляторов и контролёров. Инвестиционно-строительный рынок – это тоже финансовый рынок. А то получилась ситуация, когда любое ООО «Рога и Копыта» может без всякого контроля и неизвестно под какие гарантии, по каким правилам привлекать деньги граждан. Именно поэтому, в отсутствие надлежащего контроля за участниками рынка инвестиций в долевое строительства жилья и появились, (и, к сожалению, будут появляться и дальше) обманутые граждане, дольщики.

Спустя время, АРИСО вполне может стать агентством по РЕГУЛИРОВАНИЮ инвестиционно-строительных организаций. Мы предлагаем ввести регулирование деятельности инвесторов и застройщиков. Ввести аттестацию руководителей строительных организаций, раскрывать информацию об учредителях и финансовом состоянии инвестиционно-строительных организаций, ввести нормативы финансовой устойчивости, контролировать размер допустимых рисков и т.д. Поскольку деньги на этом рынке критические, то контролировать финансовый рынок долевых участий строительства жилья следует не хуже банковского.

Также, следует рассмотреть осуществление обязательного страхования долевых участий граждан в объектах долевого строительства.

Мы требуем создать межведомственную рабочую группу для выработки единых решений по разрешению уже возникшей кризисной ситуации на федеральном уровне, а также для строительства инфраструктуры финансового рынка долевых участий, куда вошли бы представители дольщиков, следователи СКП РФ, Генеральная Прокуратура, специалисты из Министерства Финансов, специалисты пруденциального надзора ЦБ РФ, специалисты ФСФР, депутаты Госдумы для принятия соответствующих поправок в законы, Правительство РФ.

 

 

Игорь Гульев


Мельчеков Виктор

Лосева Антонина


Хондкариан Галина


Наумкина Татьяна


 


Источник: http://www.odnodolshiki.ru/article.php?article_id=217



Комментариев нет:

Отправить комментарий